С точки зрения основной цели коммерческого предприятия, а именно максимизации прибыли, целью управления эффективностью является повышение скорости получения прибыли и преобразования ее в чистый финансовый поток. Скорость получения прибыли напрямую связано с таким понятием, как скорость оборачиваемости оборотных активов предприятия. Скорость преобразования прибыли в чистый финансовый поток или просто – в деньги, зависит от уровня деловой активности сотрудников в части согласования финансовых условий заключаемых договоров с контрагентами.
Разберем, что из себя представляет скорость оборачиваемости оборотного капитала на примере обычной торговой деятельности. Типовыми финансовыми операциями торговли являются: покупка и продажа товаров, отток денежных средств (ДС) поставщикам/продавцам товаров или просто оплата товаров и приток ДС от клиентов/покупателей за купленный товар или получение денежной выручки.
Начнем с покупки-продажи товаров или, что тоже самое, с оборачиваемости товарных запасов. Периодом оборачиваемости товарных запасов называется срок, в течение которого товары находятся в собственности компании, обычно выражается в количестве дней. Период оборачиваемости может быть двух типов: операционный и финансовый. Операционный период рассчитывается, как среднее по количеству товаров, а финансовый период – как средневзвешенное по стоимости товаров.
Прежде чем описать методологию расчета периода оборачиваемости, обратим внимание на некоторые практические нюансы. В процессе ведения торговой деятельности купленные, но еще не проданные товары, в каждый момент времени могут находиться на различных логистических этапах:
- товарные запасы на складах (срез складских остатков на дату);
- товарные запасы в транзитных перевозках (например, перевозка товаров с собственного склада в торговую точку/магазин или перемещение между собственными складами);
- товарные запасы, отгруженные клиентам/заказчикам (так сказать, «почти продажа», например, отгрузка со склада в Москве заказчику из Новосибирска);
- и т.п.
Все эти товары на рассматриваемый момент времени находятся в собственности предприятия и для них можно рассчитать среднее количество дней с момента покупки. Но при управлении оборачиваемостью обычно рассматривается динамика изменения соответствующих показателей, например, в ежемесячной или еженедельной разбивке с целью понимания развивающихся тенденций. Поэтому помимо расчета сроков стока на определенную дату, необходимо уметь рассчитывать оборачиваемость за период.
Оборачиваемость за период рассчитывается как совокупная оборачиваемость продаж за период и остатков товаров, находящихся в собственности компании на конец периода.
Проиллюстрируем расчет оборачиваемости товарных запасов за период на примере. Допустим, торговая компания начала работать 12.01.14г., текущий момент времени – это 31.03.14г. и торгует тремя товарами A, B и C. Пусть также все совершенные закупки и продажи выглядят следующим образом.
Продолжение следует