Предел потребительского спроса
Если проводить параллель между окружающим нас физическим миром и современным социальным миром людей, то финансы это, можно сказать, аналог массы, поскольку являются, пожалуй, единственной универсальной системой количественного измерения (общим мерилом) чего угодно: всевозможных активов (материальных и нематериальных) и пассивов (капитала и долга), желаний и возможностей с точки зрения расходов на потребление, прав, обязанностей и ответственности, возникающих в рамках системы взаимоотношений человека и общества (налоги, штрафы, премии и бонусы) и т.д. Причем также как масса может быть представлена в виде чистой энергии в материальном мире Природы, финансы могут быть представлены в виде наличных денежных средств в кармане человека или на банковском счету предприятия.
Крайне заманчивым делом является проведение таких параллелей и скорее всего не лишено смысла и важности с точки зрения концептуального подхода к научному изучению понятия «финансы», поэтому мы оставим эту тему для раздела «управление вселенной» нашего сайта, а здесь, в настоящем разделе, спустимся на землю и приступим к изучению таких, на первый взгляд, обыденных понятий, как доход и расход предприятия, приток и отток денежных средств и т.п.
Пусть y(t) – это все доходы, полученные предприятием в процессе его деятельности, к моменту времени t, а x(t) – соответственно все расходы, включая себестоимость. Тогда разность y(t)-x(t) является прибылью предприятия за период с начала создания предприятия до момента t. Точки на плоскости (x,y) отвечающие равенству y(t)=x(t) – суть точки безубыточного состояния, которые разделяют нашу плоскость на правый «убыточный» и левый «прибыльный» сектора, см. рис. 1.

Обозначим через K начальный капитал. Тогда, очевидно, должно выполняться неравенство
иначе предприятие становится банкротом, см. рис. 2.

Наконец, как известно, существует предел потребительского спроса, ограничивающий потенциально возможные доходы предприятия, обозначим его через
который для каждого отдельно взятого предприятия в каждой конкретной рыночной конъюнктуре уникален и в целом определяется насыщенностью и платежеспособностью потребителей, присутствием конкурентов, наличием товаров-заменителей, социально-экономической политикой государства, внутренней системой управления предприятия и т.д. То есть получаем еще одно ограничение, пожалуй, самое важное:
Изобразим эту область на нашей плоскости, а также введем обозначения некоторых ключевых точек, как показано на рисунке 3.