Предел потребительского спроса.

  Если проводить параллель между окружающим нас физическим миром и современным социальным миром людей, то финансы это, можно сказать, аналог массы, поскольку являются, пожалуй, единственной универсальной системой количественного измерения (общим мерилом) чего угодно: всевозможных активов (материальных и нематериальных) и пассивов (капитала и долга), желаний и возможностей с точки зрения расходов на потребление, прав, обязанностей и ответственности, возникающих в рамках системы взаимоотношений человека и общества (налоги, штрафы, премии и бонусы) и т.д. Причем также как масса может быть представлена в виде чистой энергии в материальном мире Природы, финансы могут быть представлены в виде наличных денежных средств в кармане человека или на банковском счету предприятия. 

  Крайне заманчивым делом является проведение таких параллелей и скорее всего не лишено смысла и важности с точки зрения концептуального подхода к научному изучению понятия «финансы», поэтому мы оставим эту тему для раздела «управление вселенной» нашего сайта, а здесь, в настоящем разделе, спустимся на землю и приступим к изучению таких, на первый взгляд, обыденных понятий, как доход и расход предприятия, приток и отток денежных средств и т.п. 

  Пусть y(t) – это все доходы, полученные предприятием в процессе его деятельности, к моменту времени t, а x(t) – соответственно все расходы, включая себестоимость. Тогда разность y(t)-x(t) является прибылью предприятия за период с начала создания предприятия до момента t. Точки на плоскости (x,y) отвечающие равенству y(t)=x(t) – суть точки безубыточного состояния, которые разделяют нашу плоскость на правый «убыточный» и левый «прибыльный» сектора, см. рис. 1.

ris1.jpg

  Обозначим через K начальный капитал. Тогда, очевидно, должно выполняться неравенство 

x(t) - y(t) < K,

иначе предприятие становится банкротом, см. рис. 2.
        ris2.jpg

  Наконец, как известно, существует предел потребительского спроса, ограничивающий потенциально возможные доходы предприятия, обозначим его через 

L = Lim Demand,

который для каждого отдельно взятого предприятия в каждой конкретной рыночной конъюнктуре уникален и в целом определяется насыщенностью и платежеспособностью потребителей, присутствием конкурентов, наличием товаров-заменителей, социально-экономической политикой государства, внутренней системой управления предприятия и т.д. То есть получаем еще одно ограничение, пожалуй, самое важное: 

y < L.

  Изобразим эту область на нашей плоскости, а также введем обозначения некоторых ключевых точек, как показано на рисунке 3.

Читать далее