Критические значения ключевых показателей. Точка безубыточности.

Вообще говоря, целеполагание должно иметь двойственный характер, а именно достижение цели, как таковое, но также необходимо ставить и решать задачу стабилизации финансово-хозяйственной деятельности предприятия после достижения цели таким образом, чтобы не сползти обратно в зону риска. То есть должны быть определены некоторые границы для значений ключевых показателей (KPI), переход за которые приводит коммерческое предприятие в убыточную зону. Плюс к тому и, пожалуй, самое важное это необходимо разработать в компании систему оперативного реагирования на негативные отклонения значений ключевых показателей от их критических значений. 

  •   ФИНМОДЕЛЬ ИНВЕСТПРОЕКТА ВЕРСИЯ 2.0   →   
  →   скачать заполненную  →  скачать незаполненную   →  


  Рассмотрим опять ключевую цель коммерческого предприятия – положительная прибыль (как и ранее пока что не будем углубляться, о какой прибыли идет речь: чистая или EBITDA). Обозначим прибыль через P, валовую выручку (совокупные продажи) – через S, рентабельность продаж – через R, переменные расходы – через VC, постоянные расходы – через FC за некоторый период (год, квартал, месяц и т.п.). Тогда имеет место следующее равенство: 

P = S*R – VC – FC.

  Прибыль, как главный ключевой показатель эффективности, очевидно, имеет «красную границу» равную нулю, т.е. любая компания стремится к тому, чтобы стабильно выполнялось неравенство: 

P > 0.

  Также очевидно, что как только это неравенство не выполняется, а более того не выполняется, например, от квартала к кварталу (стабильное наращивание убытков), предприятие должно максимально оперативно реагировать на такое положение вещей с целью выхода из убыточной зоны и компенсации понесенных убытков. 

  Из последнего неравенства следует, что 

S*R – VC – FC > 0

или 
V*s*R – V*vc – FC > 0,

где



V – объем проданной продукции (например, выраженный в штуках продаваемых товаров), 

s – стоимость единицы продукции в ценах продажи, 

vc – переменные затраты на продажу единицы продукции. 

  Например, для онлайн-ритейла объем V проданной продукции это количество проданных заказов, а стоимость s единицы продукции – средний чек проданных заказов, соответственно NetOrders и NetAOV

V = NetOrders, s = NetAOV.

  Таким образом, получаем ограничение на объем V продаваемой продукции, при котором предприятие не находится в убыточной зоне: 
V > FC / (s*R – vc).

  Объем продукции Vp, равный 
Vp = FC / (s*R – vc).

называется точкой безубыточности коммерческого предприятия. При достижении такого объема продаж, говорят, что предприятие вышло на самоокупаемость. При увеличении объемов продаж сверх Vp (при тех же значениях стоимости единицы продукции, рентабельности продаж, переменных затратах на продажу единицы продукции и постоянных расходов), предприятие начинает получать прибыль и увеличивать собственный капитал. 

  Конкретный пример расчета точки безубыточности можно посмотреть здесь 

  Также иногда ставится вопрос расчета точки безубыточности по отчету о прибылях и убытках (P&L) или что тоже самое отчета о финансовом результате. В этом случае с точки зрения формул отчета о прибылях и убытках вопрос о точке безубыточности формулируется так. 

  На какой объем оборота или выручки необходимо выйти компании для того чтобы прибыль (в нашем случае будем использовать прибыль от собственной операционной деятельности EBITDA) стала равной нулю при фиксированных нижеследующих показателях 

  - рентабельности продаж R = R0 в %-тах от выручки S; 

  - отношении переменных расходов к выручке VC / S = m0 в %-тах; 

  - переменных расходах FC = FC0 в денежных единицах? 

  Путем несложных преобразований получаем: 
S = FC0 / ( R0-m0 ).



  Или в терминах управленческого отчета о прибылях и убытках точка безубыточности по отчету о прибылях и убытках рассчитывается как отношение постоянных (управленческих) расходов к сумме отношений, выраженных в процентах, валовой прибыли и переменных (коммерческих) расходов к выручке. (Валовая прибыль здесь считается как разность выручки и себестоимости.)

Читать далее