Главным инструментом управления персоналом является речь или способность говорить, правильно изъясняться, доходчиво объяснять, понятно формулировать свои мысли... Если у руководителя есть такая способность, то процесс управления подчиненными потенциально (при прочих равных условиях) претендует быть эффективным.
Другим важным кирпичиком системы управления персоналом является способность подобрать таких сотрудников, которые смогут адекватно воспринимать или, как минимум, смогут научиться адекватно воспринимать распоряжения своего руководства. Причем под адекватным восприятием здесь понимается отнюдь не смиренное кивание головой после каждого сказанного слова начальника, а умение сотрудника выстраивать процесс коммуникации с руководителем таким образом, чтобы мысли последнего были однозначно поняты непосредственно в момент постановки задачи, а не в процессе «очередного переделывания» по причине того, что «в прошлый раз не так понял, извините».
Ну и, наконец, третий кирпичик – это способность нового сотрудника «вписаться» в рамки корпоративной культуры коллектива. Поскольку с точки зрения поведения человека в обществе культура – это совокупность негласных ограничений, которая сформировалась исторически в данном сообществе людей, и которая воспринимается как важнейшее достижение и ценность этого сообщества, то корпоративная культура представляет собой свод правил поведения, которых обязан придерживаться каждый сотрудник в стенах предприятия.