Если проводить параллель между окружающим нас физическим миром и современным социальным миром людей, то финансы это, можно сказать, аналог массы, поскольку являются, пожалуй, единственной универсальной системой количественного измерения (общим мерилом) чего угодно.
Причем также как масса может быть представлена в виде чистой энергии в материальном мире Природы, финансы могут быть представлены в виде наличных денежных средств в кармане человека или на банковском счету предприятия.
Финансовая стратегия - это система критериев для принятия решений о преобразовании накопленного капитала в различные формы, которые позволяют сохранить текущую и возможно будущую его ценность.
Бюджет – это основной закон, в соответствии с которым предприятие живет в течение бюджетного периода (обычно это календарный год). Поскольку успешное существование предприятия напрямую зависит от его доходов, то в основе бюджета предприятия в целом лежит бюджет доходов или другими словами план продаж. Обычно если на предприятии действует система бюджетного управления, то формированием плана продаж занимаются коммерческие и маркетинговые подразделения предприятия.
Для того, чтобы что-либо продать, необходимо, чтобы это у Вас появилось, создалось, произвелось…
Обычно деятельность предприятия ведется в условиях ограниченности финансовых ресурсов (как собственных, так и заемных), а количество всевозможных проектов, которые руководство потенциально готово было бы осуществить ограничено лишь фантазией последних. Поэтому возникает задача выбора тех проектов, на осуществление которых предприятие сделает ставку. Одними из ключевых условий выбора являются реальность реализации проекта, возможность неоднократного его повторения в перспективе с нарастающим оборотом, ну и, конечно же, его коммерческая выгода или прибыльность.
Причем одного только понятия рентабельности продаж здесь не достаточно...
Основной финансовый документ предприятия, Отчет о прибылях и убытках или как с некоторых времен его название поменялось на Отчет о финансовых результатах, начинается с «валовой выручки», т.е. объема проданной предприятием продукции за отчетный период, выраженного в денежных средствах в ценах продажи, которые в свою очередь были прописаны в договорах, заключенных предприятием с покупателями и заказчиками, или в ценниках на продукцию, если это розничные продажи...
Любой бизнес-процесс предприятия разделяется на этапы, в рамках каждого из которых протекают те или иные типовые операции – финансово-хозяйственные операции. В результате проведения каждой операции состояние компании претерпевает некоторые изменения, которые отражаются в основном финансово-экономическом отчете – балансе предприятия.
Таким образом, баланс предприятия – это срез на определенный момент времени экономического состояния предприятия.
Система учета всех типовых операций и их взаимоувязки через основные финансово-экономические отчеты (баланс – Balance Sheet, отчет о прибылях и убытках – P&L, отчет о движении денежных средств – Cash Flow, и т.д.) называется управленческим (финансовым) учетом.
Любой расход мы начисляем в активах баланса, оплачиваем в отчете о движении денежных средств и учитываем в отчете о прибылях и убытках, списывая с баланса. Вот как-то так, если кратко, функционируют три формы финансовой отчетности предприятия.
Взаимосвязь трех форм финансовой отчетности определяется структурой баланса (BS): активы баланса - это отчет о движении денежных средств (CF) с отражением того, куда (в какие активы) "перетекли" денежные средства, а пассивы - это P&L с корректировками на то, какие еще источники финансирования включены в данный момент времени.
Для любого предприятия, которое производит существенные капитальные вложения, использует заемные средства, более того, инвестиционные средства, крайне важным показателем является прибыль от собственной операционной деятельности или EBITDA (Earnings Before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization) – прибыль до вычета процентов, налога на прибыль и начисленной амортизации.
Для построения прогнозного отчета о движении денежных средств или просто – бюджета ДДС, нам необходимы финансовые условия (размеры предоплат/доплат и сроки), в рамках которых
- производится оплата сырья, материалов и прочих статей себестоимости производства Продукции;
- производится оплата каждой из статей наших операционных расходов;
- производится оплата процентов по заемным денежным средствам, а также возврат тела кредитов;
- производится оплата нашей Продукции клиентами;
и т.п.
Если Вы отрицаете важность прогнозного баланса при бюджетировании деятельности предприятия, тогда БДР теряет смысл...
Процесс принятия управленческих решений базируется на предварительном анализе и прогнозировании. Для принятия решений при управлении коммерческим предприятием, прежде всего, используется финансово-экономический анализ текущего состояния предприятия и прогнозирование в виде формирования бюджета и всевозможных бизнес-планов на период, в отношении которого принимаются те или иные финансово-хозяйственные решения.
Универсальным источником данных о финансово-хозяйственном состоянии предприятия являются бухгалтерские финансовые отчеты...
Конечно же, тема финансово-экономического анализа предприятий, особенно в части касающейся оценки кредитоспособности и рисков неплатежеспособности в сфере банковского кредитования, хорошо изучена, систематизирована, унифицирована и доступно представлена как в профессиональной, так и популярной литературе, а также Интернете.
Но мы все же для полноты изложения нашей рубрики «управление финансами» коснемся, по крайней мере, основ этой темы...
Как и любой управленческий процесс управление оборачиваемостью товарными запасами начинается с планирования, а далее финансовый контроль сталкивается с проблемами корректного оперативного расчета оборачиваемостей запасов в различных разрезах деятельности компании, например, таких как товарные категории, типы клиентской лояльности, региональная детализация, с целью принятия соответствующих управленческих решений.
Вопросов возникает масса. Каким образом рассчитать целевые уровни оборачиваемости? Как построить бюджет продаж, отталкиваясь от бюджета закупок, так чтобы финансовый поток был положительным? Да и вообще, как рассчитывать оборачиваемость товарных запасов? Например, что делать с классической формулой оборачиваемости при нулевых продажах за период? В чем разница между периодом оборачиваемости продаж и периодом оборачиваемости запасов? Как рассчитать бюджеты закупок и продаж, исходя лишь из уровня товарных остатков на начало периода? Какой уровень товарных запасов считать нормальным или оптимальным? Какова должна быть возрастная структура товарных остатков?
Крайне сложно переоценить роль доверия в нашей жизни, тем более в бизнесе. Коммерсант, доверяя своему поставщику, производит предоплату за товар, который будет поставлен через определенное в договоре количество дней. Или же отгружая готовую продукцию заказчику, доверяя ему по крайней мере на основании подписанного договора, надеется, что оплата поступит своевременно, согласно подписанной в том же договоре отсрочке платежа. Генеральный директор при утверждении бюджета компании, доверяя своему коммерческому директору, старается быть уверенным в том, что необходимые объемы продукции будут проданы в течение бюджетного периода, и по окончании которого не будет стыдно отчитываться перед акционерами и инвесторами предприятия.
Опираясь на Доверие мы строим финансовые планы. А вот на что опирается наше Доверие?
В данном разделе читателю предлагается погружение в практические аспекты разработки финансовой модели бизнеса, как одной из ключевых опор системы принятия как тактических, так и в некоторых случаях стратегических решений...
В современном социуме вопросы финансовой безопасности как отдельного человека – физического лица, так и каждого предприятия – юридического лица в структуре жизненно важных приоритетов находятся далеко не на последних местах. Долгосрочный стабильный прирост капитала обеспечивает при прочих равных условиях уверенность в завтрашнем дне и готовность ко многим форс-мажорным происшествиям, влекущим потребность в финансовых средствах для их нейтрализации, конечно же, когда речь не идет о глобальных потрясениях...
Классические инвестиционные модели предусматривают такую логику формирования рентабельности продаж, при которой сначала рассчитывается себестоимость производства продукции, после чего задается, возможно в результате предварительного маркетингового исследования, «средний чек» продаж. Сравнивая маркетинговое виденье ценовых уровней продаж и уровней их себестоимости предполагается, что пользователь, получая таким образом расчет рентабельности, может принимать решение о целесообразности вообще такого производства.
Мы же закладываем здесь несколько иной подход к формированию бюджета продаж...
Без расходов нет доходов. Поэтому, когда финансовый директор Вашей компании говорит, что «главная цель всей его жизни» это сокращение расходов, можете спокойно его увольнять. Ведь по сути вся деятельность любого коммерческого предприятия должна быть «заточена» на получение доходов. А расходы просто-напросто не должны генерироваться, если они не обеспечены доходами.
То есть мы утверждаем, что если у компании есть рынок сбыта, и при этом компания находится в убытках, то это результат исключительно неэффективного управления топ-менеджмента бизнес-процессами...