Итак рис. 3:
Получилось три области, в которых может «находиться» предприятие: треугольник OLM, четырехугольник OMPK и треугольник MNP, рассмотрим каждый из них отдельно.
Начнем с самого худшего, а именно с области MNP – область бесперспективности бизнеса. В случае если предприятие «зашло» в эту область, то, как можно легко видеть на рисунке, предприятие уже никогда не выйдет в прибыльное состояние, с точки зрения накопительного итога. Причем предприятие в некоторых текущих периодах может показывать прибыль и даже темпы прироста прибыли от периода к периоду могут иметь положительную динамику, но необходимо понимать, что это приведет лишь к минимизации убытков. К изучению этой области мы еще вернемся в разделе «управление рисками».
Область OMPK – область развития бизнеса. Находясь здесь, у предприятия есть все шансы стать прибыльным и главным тормозом на пути к успеху является низкий уровень эффективности управления, о чем подробнее мы будем говорить в разделе «управление эффективностью». Отметим лишь то, что при приближении к отрезку MP потенциально возможный прирост капитала стремительно уменьшается.
Наконец область OLM – область успешности бизнеса. Отрезок LM этой области непосредственно связан со стратегией предприятия, поскольку суть стратегии любого предприятия – это максимально приблизиться к этой грани. Причем чем ближе в этот момент (в момент достижения стратегических целей) предприятие будет находиться к точке L, тем больший прирост капитала в виде накопленной прибыли получат собственники предприятия. Находясь вблизи отрезка LM, т.е. когда предприятие обеспечивает весь (ну или почти весь) потенциально возможный спрос в своей нише, важнейшей работой топ-менеджмента должна стать работа по отслеживанию соотношения темпов прироста предельного спроса L(t) и расходов компании x(t) во времени (обозначим их соответственно черех T(L) и T(x)), ведь в случае если последние будут выше
T(x)>T(L),
то возрастает риск потери накопленной прибыли и захождения предприятия в область MNP. В этот период в части стратегического управления предприятием собственниками решаются задачи по качественному развитию бизнеса в части создания новых продуктов и услуг, нахождения новых рынков сбыта и т.п., другими словами происходит поиск новых стратегических целей для инвестиций накопленного капитала. Конечно же в случае если все-таки T(x)>T(L) и собственники предприятия не находят новых стратегических путей развития, то могут быть приняты и такие кардинальные решения как ликвидация предприятия или его продажа с целью сохранения накопленного капитала. Подробнее об этом будем говорить в разделе «управление капиталом».
Не секрет, что получение предприятием прибыли это не всегда означает получения предприятием соответствующих денежных средств на расчетный счет. Достаточно представить себе такую ситуацию. Пусть предприятие произвело в последний день отчетного периода продажу своему контрагенту, который в соответствии с заключенным договором имеет право на 30-дневную отсрочку платежа, тогда в течение 30 дней после отчетного периода предприятие, хотя и получило прибыль, но, так сказать, воспользоваться ей не может, пока на счет не поступят реальные денежные средства. А что если в течение этих 30 дней у контрагента возникнут финансовые трудности и он не сможет оплатить счет?
На протяжении всей своей деятельности предприятие обременено финансовыми обязательствами перед своим персоналом (выплата заработной платы), перед государством (выплата налогов и сборов в бюджет), перед поставщиками (оплата в соответствии с заключенными договорами), перед кредиторами, арендаторами и т.п. Причем указанные обязательства должны быть выполнены в полном объеме и точно в срок в виде выплаты реальных (наличных) денежных средств со счетов предприятия. Нарушение обязательств, более того их систематическое нарушение приводит к негативным последствиям вплоть до банкротства.
Главной целью финансового управления является недопущение ситуаций, при которых предприятие не сможет своевременно и в полном объеме произвести оплату своих обязательств. Достижение этой цели осуществляется посредством введения на предприятии системы бюджетного управления, что как раз и будет являться содержанием следующего раздела.
Читать далее - Бюджетирование продаж и закупок