Азы формирования Бюджета предприятия
Сейчас: 23.09.2021 05:13

Бюджетирование продаж и закупок

Бюджет – это основной закон, в соответствии с которым предприятие живет в течение бюджетного периода (обычно это календарный год). Поскольку успешное существование предприятия напрямую зависит от его доходов, то в основе бюджета предприятия в целом лежит бюджет доходов или другими словами план продаж. Обычно если на предприятии действует система бюджетного управления, то формированием плана продаж занимаются коммерческие и маркетинговые подразделения предприятия.

Датой продажи является дата документа, оформленного в соответствии с законодательством, подтверждающего переход права собственности на проданный товар или подтверждающего оказание услуг или выполнение соответствующих работ. Такими документами могут являться товарные накладные, акты выполненных работ, оказанных услуг, акты приема передачи ценных бумаг и т.п.

Для того чтобы что-либо продать необходимо чтобы это у Вас появилось, создалось, произвелось… Обычно, особенно на производственных предприятиях, продукция (везде далее под продукцией мы понимаем – товары, работы и услуги) которую продает предприятие не появляется в тот же день, когда происходит ее продажа. У каждого предприятия существует свой производственный цикл, в процессе которого происходит создание и подготовка для продажи продукции и главное в процессе производственного цикла происходит формирование себестоимости продукции. Поэтому следующим бюджетом, который необходимо сформировать – это бюджет закупок или бюджет себестоимости.

Разница между стоимостью продажи продукции и ее себестоимостью называется валовой прибылью, отношение валовой прибыли к себестоимости, выраженное в процентах, называется рентабельностью продукции. Отметим также, что на некоторых предприятиях рентабельность вычисляется как отношение валовой прибыли к стоимости продаж, а рентабельность продукции называют рентабельностью продаж, поэтому в практической деятельности необходимо уточнять, что имеют ввиду сотрудники под тем или иным показателем. Мы же вернемся подробнее к вопросам определения понятий в разделе «управление знаниями».

Из вышесказанного следует, что бюджет себестоимости во времени смещен в прошлое по отношению к бюджету доходов на период производственного цикла, а в стоимостном выражении на величину валовой прибыли, изобразим это на рисунке 4.

Бюджет продаж и себестоимость

В договорах с поставщиками и подрядчиками всегда присутствуют пункты, отражающие согласованные сторонами графики оплаты, в соответствии с которыми происходит отток денежных средств со счетов предприятия в счет оплаты той или иной продукции, оплаты бюджета себестоимости. Таким образом, строится следующий «подбюджет» общего бюджета, а именно бюджет оттока денежных средств (ДС). Причем если предприятие на основании заключенных договоров преимущественно авансирует бюджет закупок, то бюджет оттока ДС смещается еще дальше в прошлое, чем бюджет себестоимости, по отношению к бюджету продаж, см. рис. 5.1.

Бюджет оплат и оборачиваемость авансирования поставщиков

В случае же если оплата по договорам закупок преимущественней происходит после покупки продукции (с отсрочкой платежа), то бюджет оттока ДС смещается в будущее относительно бюджета закупок, см. рис. 5.2, и возникает кредиторская задолженность предприятия.

Бюджет оплат и оборачиваемость кредиторской задолженности

Разность во времени между оттоком ДС и отвечающей ему закупкой продукции называется периодом оборачиваемости кредиторской задолженности, причем этот период в случае авансирования закупки может принимать отрицательное значение.

Аналогично строится бюджет притока ДС, см. рис. 6.1 и 6.2.

Бюджет поступления ДС и оборачиваемость предоплат заказчиков

Здесь разность во времени между притоком ДС и отвечающей ему продажей продукции предприятия называется периодом оборачиваемости дебиторской задолженности.

Бюджет поступления ДС и оборачиваемость дебиторской задолженности

Отметим, что в случае положительности периода оборачиваемости дебиторской задолженности бюджет притока ДС смещается в будущее по отношению к бюджету продаж, см. рис. 6.2.

Читать далее - Финансовый поток и структура финансового цикла




С НАМИ ЭФФЕКТИВНЕЕ!

ООО «П++»
ОГРН:1187746086054,
ИНН:7728395910;
КПП 772801001
Юридический, фактический и почтовый адрес:
117246, г. Москва, Научный пр-д, д.8, стр.7, оф.14
Адрес эл. почты: i@mngmnt.ru
Телефон: +7(985)201-66-07
Банковские реквизиты:
Расч./счет: 40702810138000009983
Банк: ПАО СБЕРБАНК Г.МОСКВА
Кор./счет: 30101810400000000225
БИК: 044525225
   Яндекс.Метрика    Рейтинг@Mail.ru

© 2012 - 2021 ООО "П++", i@mngmnt.ru
ИНН 7728395910, +7(985)201-6607
Договор публичной оферты на оказание онлайн-услуг
Договор публичной оферты на оказание офлайн-услуг
Соглашение на обработку
персональных данных