Учет расходов в трех формах финансовой отчетности
Сейчас: 23.09.2021 05:41

Учет расходов в трех формах финансовой отчетности

Приступим к учету расходов. Поскольку у нас три формы финансовой отчетности, а именно: баланс, отчет о прибылях и убытках и отчет о ДДС. Поэтому и с отражением в этих формах отчетности расходов у нас ассоциируются три действия:

начисление;

оплата;

учет.

Начисляем расходы мы в активы баланса - ведь расход - это в первую очередь потребление или приобретение чего-либо (работ, услуг, расходных товаров), а если что-либо появляется у нас в периметре, то мы это обязаны отразить на балансе в активах. Естественно, чтобы баланс сошелся, мы по пассивам отображаем задолжненность по оплате начисленного расхода.

Оплачивая расход, мы отображаем отток денежных средств в отчете о движении денежных средств, причем в активах баланса у нас происходит соответствующее уменьшение по статье "Денежные средства" и списывается в пассивах баланса кредиторка.

Ну, и наконец учет расхода мы отображаем в отчете о прибылях и убытках, тем самым, списывая ранее начисленный расход из активов баланса, и, уменьшая наш собственный капитал в пассивах на величину расхода, на которую в свою очередь уменьшается чистая прибыль, как результат отчета PL.

Кстати, когда говорят, что списываем сразу на расходы, то это как раз-таки и занчит, что мы не акцентируем внимания на том, что расход проходит по активам баланса - получается, что мы сразу его учитываем в расходах отчета PL, не отражая промежуточную запись в активах баланса, когда это происходит в рамках одного периода. А если списание происходит в следующих месяцах, например, списание происходит через амортизацию, которая, забегая в перед, отображается в PL, то в активах баланса мы будем отображать остаток между полной суммой начисленного расхода и накопленной к моменту учета амортизации.

Учет расходов начнем с заработной платы. Допустим за Период общий фонд оплаты труда (заработная плата всех работников компании) составил 100тыс.руб. Списывая зарплату сразу на расходы, как мы описали выше, пропустим операцию начисления зарплаты на баланс и отразим ее в виде двух операций: оплаты и учета. В результате Баланс будет выглядеть так:

Баланс предприятия после учета ФОТ

где в Пассивах появилась новая строка «КЗ перед персоналом» – Кредиторская задолженность перед сотрудниками компании – отражающая начисление и одновременный учет в расходах фонда оплаты труда (ФОТ). Начисление означает то, что компания «потребила труд своих сотрудников» или то, что компания признает выполнение сотрудниками некоторого комплекса работ. При этом ввиду учета ФОТ строка «Прибыль» уменьшилась на 100тыс.руб., поскольку заработная плата это расходная статья, уменьшающая прибыль. Напоминаем, что правильность учета операций, как минимум, подтверждается равенством Активов и Пассивов.

При начислении ФОТ согласно ФЗ-212 необходимо начислить и учесть страховые взносы в бюджет РФ, которые ранее назывались единым социальным налогом (ЕСН) или, как говорят, «налоги на зарплату». Всего на данный момент объем страховых взносов для «Звездочки» составляет 30% от ФОТ (в ПФР отчисляется 22%, в ФСС – 2,9%, в ФФОМС – 5,1%) или 30 тыс.руб. Отразим это в Балансе:

Баланс предприятия после учета соцсборов

где в Пассивах появилась новая строка «КЗ перед бюджетом» – Кредиторская задолженность перед бюджетом РФ – отражающая начисление страховых взносов в бюджет страны. Поскольку налоги и сборы в бюджет РФ это расходные статьи для предприятия, то соответственно уменьшается статья «Прибыль» в Пассивах нашего Бюджета на 30тыс.руб.

Пусть далее для ведения бизнеса наша компания арендовала офис для размещения сотрудников, стоимость аренды которого составила за Период 50тыс.руб. Можно сказать так: Арендодатель предоставил «Звездочке» услугу по сдаче в аренду офиса, а поскольку предоставление услуг это, в том числе, является продажей продукции, то мы отражаем потребление услуги по аренде офиса у Арендодателя, как взаимоотношение с поставщиком:

Баланс предприятия после учета аренды офиса

В результате «Прибыль» уменьшается еще на 50тыс.руб. и составляет 120тыс.руб.

Предположим, что операционный процесс нашей компании в течение Периода состоял из трех этапов: входящая логистика (доставка товара A от Поставщика 1), складская логистика (хранение и комплектация товара A) и исходящая логистика (доставка товара A до Заказчика 1). Предположим также, что из расчета на единицу товара A затраты на указанных стадиях распределились следующим образом: входящая логистика – 500руб. за 1шт.тов.A; склад – 1000руб. за 1шт.тов.A; исходящая логистика – 1500руб. за 1шт.тов.A. То есть переменные расходы на покупку-продажу одной штуки товара A составили 3000руб., а, учитывая то, что за Период продано 10 штук товара A (см. предыдущую страницу), получаем, что совокупные переменные расходы компании «Звездочка» за Период составили 30тыс.руб. После начисления логистических расходов имеем:

Баланс предприятия после учета переменных расходов

В случае если внутри Периода кроме всех выше перечисленных расходов никаких других больше не было, то отчет о прибылях и убытках (P&L) нашего предприятия за Период будет выглядеть следующим образом:

Текущий отчет о прибылях и убытках PL

где мы добавили еще одну статью расходов – налог на прибыль со ставкой 20%, в результате его начисления наш Баланс будет иметь следующий вид:

Баланс предприятия после учета налога на прибыль

Совокупность уставного капитала вместе с чистой прибылью в нашем случае называется собственным капиталом предприятия (полное определение собственного капитала будет дано чуть позже). Легко видеть, что за Период Собственный капитал «Звездочки» увеличился на 72тыс.руб. в точности на результат отчета о прибылях и убытках – на чистую прибыль – это есть один из законов взаимной увязки основных форм отчетности (баланса и P&L): прирост собственного капитала за период должен быть равен результату отчета о прибылях и убытках за тот же период.

Наконец, если оказалось так, что согласно условиям по выплате заработной платы, финансовым условиям по оплате услуг (аренда, логистика), требованиям налогового кодекса по срокам перечисления налогов в бюджет РФ, компания «Звездочка» оплатила всю кредиторскую задолженность внутри Периода, то Баланс примет следующий вид:

Баланс предприятия после оплаты расходов

В случае если внутри Периода кроме всех выше перечисленных движениях денежных средств (поступлений и оплат) никаких других больше не было, то можно сформировать отчет о движении денежных средств (отчет ДДС) нашего предприятия за Период:

Текущий отчет о ДДС

Денежный или финансовый поток за Период равен изменению строки «денежные средства» Активов Баланса за Период.

Пример реально действующего прогнозного отчета о движении денежных средств (Cash Flow) можно посмотреть, скачав финансовую модель поколения 4.0 ниже в синей рамке.

СКАЧАТЬ
ПРОГНОЗНЫЙ ДДС В ФИНАНСОВОЙ МОДЕЛИ ИНВЕСТПРОЕКТА

Посмотрим на картину в целом – изобразим общую схему бизнес-процесса компании «Звездочка» и, так называемый, расширенный Баланс на конец Периода с отражением всех операций за Период.

Читать далее - Отражение бизнес-процесса в балансе предприятия




С НАМИ ЭФФЕКТИВНЕЕ!

ООО «П++»
ОГРН:1187746086054,
ИНН:7728395910;
КПП 772801001
Юридический, фактический и почтовый адрес:
117246, г. Москва, Научный пр-д, д.8, стр.7, оф.14
Адрес эл. почты: i@mngmnt.ru
Телефон: +7(985)201-66-07
Банковские реквизиты:
Расч./счет: 40702810138000009983
Банк: ПАО СБЕРБАНК Г.МОСКВА
Кор./счет: 30101810400000000225
БИК: 044525225
   Яндекс.Метрика    Рейтинг@Mail.ru

© 2012 - 2021 ООО "П++", i@mngmnt.ru
ИНН 7728395910, +7(985)201-6607
Договор публичной оферты на оказание онлайн-услуг
Договор публичной оферты на оказание офлайн-услуг
Соглашение на обработку
персональных данных