Бюджетное управление. Схемное описание финансового потока, финансового цикла и кассового разрыва.

Обычно деятельность предприятия ведется в условиях ограниченности финансовых ресурсов (как собственных, так и заемных), а количество всевозможных проектов, которые руководство потенциально готово было бы осуществить ограничено лишь фантазией последних. Поэтому возникает задача выбора тех проектов, на осуществление которых предприятие сделает ставку. Одними из ключевых условий выбора являются реальность реализации проекта, возможность неоднократного его повторения в перспективе с нарастающим оборотом, ну и, конечно же, его коммерческая выгода или прибыльность. Причем одного только понятия рентабельности продаж здесь не достаточно. 

  Допустим, Вам предлагается реализовать два проекта, в каждом из которых предполагается купить за 100 рублей товар и продать его через месяц за 120 рублей, т.е. рентабельность каждого проекта 20%. Но в соответствии с Вашими текущими финансовыми возможностями Вы можете реализовать только один из них. Казалось бы, поскольку рентабельности одинаковы, то можно, «не глядя», выбрать любой. Но предположим дополнительно, что оплата Вам за товар покупателем по проекту 1 производится по факту продажи товара, а по проекту 2 – с отсрочкой платежа на месяц после продажи, причем оплата Вами товаров продавцам как по проекту 1, так и по проекту 2 производится по факту покупки. Таким образом, получается, что по проекту 1 Вы получите раньше на месяц денежные средства, чем по проекту 2 и можете приступить к поиску новых проектов, другими словами, при выборе проекта 1 Ваша финансовая оборачиваемость (эффективность) будет выше. 

  Итак, мы видим, что коммерческая выгода напрямую зависит от рентабельности и периода между притоком и оттоком денежных средств. В связи с этим введем в рассмотрение, пожалуй, одно из ключевых понятий финансового управления, а именно понятие финансового цикла. 

  Временной период, выраженный, например, в днях между притоком и оттоком денежных средств называется финансовым циклом (обозначим через ФЦ) и равен: 

ФЦ = ПрЦ + ПерОбДЗ – ПерОбКЗ,

где ПрЦ – производственный цикл, ПерОбДЗ – период оборота дебиторской задолженности, и ПерОбКЗ – период оборота кредиторской задолженности. 

  Финансовым потоком за период t (обозначим через CF(t)) называется разность между притоком и оттоком денежных средств за период t (обозначим их соответственно через CF+(t) и CF-(t)): 

CF(t) = CF+(t) - CF-(t).



  Изобразим финансовый поток на рисунке 7, взяв для примера наихудший случай с точки зрения финансовой эффективности, а именно ситуацию, когда период оборачиваемости кредиторской задолженности отрицателен (рис. 5.1), а период оборачиваемости дебиторской задолженности положителен (рис. 6.2).

ris7.jpg

  Из рисунка 7 мы видим, что длительность финансового цикла ФЦ совпала с длительностью периода, в течение которого финансовый поток CF(t) отрицателен. 

  С точки зрения возможности практического применения, например, внедрения на предприятии системы бюджетного управления, дальнейшее изложение материала в виде моделей подобных тем, которые представлены выше на рисунках 4-7, не имеет смысла. Поэтому далее изложение будет преимущественно строиться на основе конкретных примеров в виде «сухого» цифрового финансового языка, что позволит читателю применять полученные знания непосредственно в практической жизни своей компании. 

  •   ON-TIME-IN-FULL 
УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ 
  →   финмодель процесса   →   скачать в EXCEL   →  

  Итак, приступим. Забегая вперед, отметим, что на данный момент мы коснулись лишь только первых трех строчек отчета о прибылях и убытках (выручка, себестоимость и валовая прибыль) и соответствующей части отчета о движении денежных средств. Но, как известно, для того, чтобы произвести продажу (получить выручку) предприятию приходится совершать многочисленные разнообразные действия и операции, составляющие суть производственных технологий и бизнес-процессов, затраты на которые формируют расходную часть бюджета предприятия. Таким образом, еще одной из ключевых задач финансового бюджетного управления является управление расходной частью предприятия так, чтобы, с одной стороны, максимизировать разность между валовой прибылью и расходами (чистую прибыль), а, с другой стороны, поддерживать уровень и структуру расходов таким образом, чтобы это не приводило к ограничению возможностей для развития предприятия. 

  Для эффективного управления финансами крайне необходимо понимание методов универсальной систематизации финансово-хозяйственных операций, для чего обычно на предприятиях вводится система финансового управленческого учета и отчетности, как раз к изучению которой мы сейчас и перейдем, прежде чем продолжить знакомство с концепцией бюджетного управления. 

  Каждый, кто когда-либо знакомился с отчетом о прибылях и убытках как бухгалтерским, так и управленческим (сейчас часто можно услышать, что его называют «ПиЭндЭль» -- P&L – от английского «Profit and Loss») обращал внимание на то, какое количество всевозможных разновидностей прибылей выделяется и рассчитывается в нем – валовая, операционная, маржинальная, EBITDA и т.д. Перед тем как перейти к рассмотрению конкретных финансово-хозяйственных операций, опишем наиболее стандартную структуру управленческого отчета о прибылях и убытках и ответим на вопрос для чего необходимо выделять такое множество разновидностей прибыли.

Читать далее