Бюджетное управление. Схемное описание бюджетов продаж, закупок, поступлений денежных средств и платежей, а также периодов оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженностей.

Бюджет – это основной закон, в соответствии с которым предприятие живет в течение бюджетного периода (обычно это календарный год). Поскольку успешное существование предприятия напрямую зависит от его доходов, то в основе бюджета предприятия в целом лежит бюджет доходов или другими словами план продаж. Обычно если на предприятии действует система бюджетного управления, то формированием плана продаж занимаются коммерческие и маркетинговые подразделения предприятия. 

  Датой продажи является дата документа, оформленного в соответствии с законодательством, подтверждающего переход права собственности на проданный товар или подтверждающего оказание услуг или выполнение соответствующих работ. Такими документами могут являться товарные накладные, акты выполненных работ, оказанных услуг, акты приема передачи ценных бумаг и т.п. 

  Для того чтобы что-либо продать необходимо чтобы это у Вас появилось, создалось, произвелось… Обычно, особенно на производственных предприятиях, продукция (везде далее под продукцией мы понимаем – товары, работы и услуги) которую продает предприятие не появляется в тот же день, когда происходит ее продажа. У каждого предприятия существует свой производственный цикл, в процессе которого происходит создание и подготовка для продажи продукции и главное в процессе производственного цикла происходит формирование себестоимости продукции. Поэтому следующим бюджетом, который необходимо сформировать – это бюджет закупок или бюджет себестоимости. 

  Разница между стоимостью продажи продукции и ее себестоимостью называется валовой прибылью, отношение валовой прибыли к себестоимости, выраженное в процентах, называется рентабельностью продукции. Отметим также, что на некоторых предприятиях рентабельность вычисляется как отношение валовой прибыли к стоимости продаж, а рентабельность продукции называют рентабельностью продаж, поэтому в практической деятельности необходимо уточнять, что имеют ввиду сотрудники под тем или иным показателем. Мы же вернемся подробнее к вопросам определения понятий в разделе «управление знаниями»

  Из вышесказанного следует, что бюджет себестоимости во времени смещен в прошлое по отношению к бюджету доходов на период производственного цикла, а в стоимостном выражении на величину валовой прибыли, изобразим это на рисунке 4.

ris4.jpg

  В договорах с поставщиками и подрядчиками всегда присутствуют пункты, отражающие согласованные сторонами графики оплаты, в соответствии с которыми происходит отток денежных средств со счетов предприятия в счет оплаты той или иной продукции, оплаты бюджета себестоимости. Таким образом, строится следующий «подбюджет» общего бюджета, а именно бюджет оттока денежных средств (ДС). Причем если предприятие на основании заключенных договоров преимущественно авансирует бюджет закупок, то бюджет оттока ДС смещается еще дальше в прошлое, чем бюджет себестоимости, по отношению к бюджету продаж, см. рис. 5.1.

ris51.jpg

  В случае же если оплата по договорам закупок преимущественней происходит после покупки продукции (с отсрочкой платежа), то бюджет оттока ДС смещается в будущее относительно бюджета закупок, см. рис. 5.2, и возникает кредиторская задолженность предприятия.

ris52.jpg



  Разность во времени между оттоком ДС и отвечающей ему закупкой продукции называется периодом оборачиваемости кредиторской задолженности, причем этот период в случае авансирования закупки может принимать отрицательное значение. 

  Аналогично строится бюджет притока ДС, см. рис. 6.1 и 6.2.

ris61.jpg

  Здесь разность во времени между притоком ДС и отвечающей ему продажей продукции предприятия называется периодом оборачиваемости дебиторской задолженности.

ris62.jpg

  Отметим, что в случае положительности периода оборачиваемости дебиторской задолженности бюджет притока ДС смещается в будущее по отношению к бюджету продаж, см. рис. 6.2.

Читать далее