Управленческая отчетность. Маржинальный отчет о прибылях и убытках (P&L). Точка безубыточности, EBITDA.

Рассмотрим следующий рисунок 8. 

ris8.jpg

  Здесь мы видим, что производство, предпродажная подготовка и непосредственно продажа продукции ставится во главу всех процессов предприятия, и, действительно, ведь если не будет продаж, то и не будет (даже потенциальной) положительной прибыли, ну а поскольку беззатратное существование предприятия не возможно, то со временем совокупные расходы сравняются с начальным капиталом и предприятие придется закрыть.

С примером реально действующего на практике формата управленческого отчета о прибылях и убытках (отчет P&L), а также с примером соответствующей финансовой модели в виде EXCEL-файла можно ознакомиться здесь.


  Таким образом, основной финансовый документ, отчет о прибылях и убытках, предприятия начинается с «валовой выручки», т.е. объема проданной предприятием продукции за отчетный период, выраженного в денежных средствах в ценах продажи, которые в свою очередь были прописаны в договорах, заключенных предприятием с покупателями и заказчиками, или в ценниках на продукцию, если это розничные продажи. 

  Отнимая из валовой выручки себестоимость проданной продукции (на данном этапе изложения мы не будем углубляться в проблематику формирования себестоимости, оставим это для дальнейших разделов, читателю же предлагается здесь воспринимать понятие себестоимости, как совокупную стоимость для самого предприятия всех компонент, из которых состоит продаваемая продукция, например, в случае спекулятивных продаж, себестоимость – это просто закупочная стоимость товара для дальнейшей перепродажи по более высоким ценам) получаем валовую прибыль. 

  Чуть ранее мы обратили внимание на то, что существует достаточно большое количество разновидностей прибыли. Одним из ответов на вопрос «Зачем их столько выделяется?» является следующий: «Чтобы делить». Что значит делить прибыль? Дело в том, что прибыль является прямой финансовой оценкой результата достигнутого предприятием в целом или отдельными его подразделениями за отчетный период. Поэтому вполне естественно встает вопрос о том, чтобы помимо заработной платы вознаградить сотрудников предприятия, которые непосредственно причастны к достижению финансового результата, в виде процента от полученной прибыли. Такой подход обычно является основным мотивирующим на эффективную работу фактором для сотрудников предприятия. Но при этом необходимо всегда помнить о том, что прибыль, отраженная в отчете о прибылях и убытках, далеко не всегда означает, что указанный объем денежных средств находится в виде «живых» денежных средств на расчетном счету предприятия и может быть выплачен в виде премий. Как мы уже видели выше, приток денежных средств может быть смещен в будущее по отношению к факту продаж, а значит, мотивационная политика предприятия должна включать в себя целую систему принципов, на основании которых происходит премирование сотрудников, о чем подробнее мы будем говорить в разделе «управление персоналом». 

  Итак «валовая прибыль». Положительность данного вида прибыли, говорит о коммерческой целесообразности существования предприятия. На многих предприятиях коммерческие подразделения замотивированны именно на валовую прибыль. Здесь мы обратим внимание только на один нюанс. Автору приходилось сталкиваться со следующим положением дел: на одном из предприятий, где коммерческий департамент получал в виде премий 10% от валовой прибыли, валовая выручка и себестоимость в отчете о прибылях и убытках включали налог на добавленную стоимость (НДС), в результате чего, те самые 10% рассчитывались от валовой прибыли, в составе которой в том числе находился НДС для уплаты. Таким образом, создавался эффект, так называемого, «двойного налогообложения», что приводило к серьезным конфликтам между финансистами и коммерсантами. Отчасти поэтому обычно все показатели отчета о прибылях и убытках, начиная с валовой выручки, представляются без НДС'а. 

  Процессы, непосредственно связанные с производством и продажей продукции (технологические этапы производства, стадии бизнес-процессов, операции), сопряжены также с затратами, которые не входят в себестоимость продукции, но при этом напрямую зависят от объемов производимой и продаваемой продукции. Такие расходы называются переменными и если их отнять от валовой прибыли, то результат обычно называют «маржинальной прибылью», см. рис. 8. Отметим, что часто можно услышать, что, например, валовую прибыль называют «маржой», или, например, переменные расходы в том смысле как мы их определили в предыдущем предложении, называют наоборот «постоянными расходами», имея ввиду, их постоянство по отношению к выручке. Поэтому мы в очередной раз обращаем внимание читателя на то, что вопрос определения понятий, на языке которых приходится или придется общаться, является исключительно вопросом внутренних корпоративных договоренностей. Более подробно указанная проблематика будет разобрана в разделе «управление знаниями». 

  Следующий тип расходов – «постоянные расходы» – относится к управленческим процессам и соответственно к управленческому персоналу. Предполагается, что постоянные расходы – это расходы, которые не меняются в зависимости от несущественных изменений объемов производства и продаж продукции. 

  Разность между маржинальной прибылью и постоянными расходами сейчас стало модным обозначать на российских предприятиях аббревиатурой EBITDA – прибыль до вычета налога на прибыль, процентов по привлеченным кредитам и амортизации. Качественно этот показатель применяют для отражения финансового результата собственной оборотной деятельности предприятия. Поэтому что в него включать, а что не включать это вопрос опять же внутренних договоренностей, прописываемых обычно в рамках управленческой учетной политики предприятия. 

  С понятием EBITDA также связано еще одно крайне важное понятие, а именно «точка безубыточности» предприятия. Точкой безубыточности называется такой объем продаваемой продукции, при котором 

EBITDA = 0,

или при котором объем маржинальной прибыли покрывает постоянные (управленческие) расходы, т.е. когда выполняется равенство: 

маржинальная прибыль = постоянные расходы.

  Формулы расчета точки безубыточности по отчету о прибылях и убытках как в количестве продаваемой продукции, так и в деньгах можно посмотреть здесь

  В случае если предприятию не хватает финансирования на реализацию тех проектов, которые оно планирует реализовать, предприятие привлекает денежные средства, например, для пополнения оборотного капитала, обращаясь в банк. В результате чего у предприятия в списке номенклатуры расходов возникают обязательства по выплате процентов за использование заемных средств. 

  В случае если предприятие производит собственную продукцию, то обычно для запуска производства, требуются капитальные затраты на покупку производственных мощностей – материальных внеоборотных активов (МА) – таких как, например, станки, оборудование и т.п. и если требуется на покупку современных технологии – нематериальных активов (НМА), другими словами, на покупку основных средств. Поскольку основные средства призваны обеспечить процесс производства продукции на протяжении длительного времени и часто затраты на них несопоставимо велики по сравнению с объемом выручки за краткосрочный период, поэтому их стоимость списывается через амортизацию, т.е. путем частичного отнесения затрат на множество краткосрочных периодов в будущем. 

  Отнимая из прибыли от собственной оборотной деятельности расходы по уплате процентов за использование заемных средств, а также амортизационные начисления, получаем «прибыль до налога на прибыль». 

  Теперь «в игру вступает» государство, облагая налогом на прибыль каждое предприятие, в результате чего у предприятия остается чистый финансовый результат – чистая прибыль. 

  Наконец дело доходит до собственников предприятия, которые получают часть чистой прибыли в виде дивидендов. 

  Оставшаяся часть чистой прибыли называется нераспределенной прибылью и если она положительна, то на ее величину происходит увеличение собственного капитала, если – отрицательна, т.е. убыток, то – уменьшение собственного капитала. 

  Нераспределенная прибыль может быть направлена на маркетинговые исследования, пополнение оборотных средств, на формирование резервного фонда предприятия и т.п. в рамках решений принимаемых на ежегодном собрании акционеров по результатам финансового года.

Читать далее